У меня диарея от антибиотиков ― значит, микрофлора убита?

Редактор:  Мария Митяшина
6 декабря 2022
533 просмотра

Примерно у каждого пятого человека, который принимает антибиотики, возникает диарея. Это значит, что стул становится жидким и приходится ходить в туалет не реже трех раз в день.

В среднем понос начинается в течение недели после начала приема антибиотиков, но иногда бывает, что симптомы появляются через несколько дней или даже недель после окончания приема препарата.

Точно неизвестно, почему возникает диарея, но, скорее всего, из-за принципа действия антибиотиков. Эта группа лекарств нужна для того, чтобы убивать бактерии. Несмотря на то, что их разрабатывают с прицелом на конкретные болезнетворные виды, они также могут убивать и другие, вполне безобидные. 

Здоровье кишечника зависит от баланса полезных и вредных бактерий, и, видимо, антибиотики могут нарушать его. Хороших бактерий становится слишком мало, и в организме начинают размножаться плохие. Это приводит к диарее.

Практически любые антибиотики могут вызвать диарею, но чаще всего она возникает от препаратов широкого спектра, то есть тех, которые воздействуют на большое количество бактерий. 

  • пенициллины, такие как амоксициллин и ампициллин;
  • макролиды, например кларитромицин;
  • цефалоспорины, среди них цефдинир и цефподоксим;
  • фторхинолоны, например ципрофлоксацин и левофлоксацин.

Это не значит, что данные препараты как-то особенно вредны и их нельзя использовать. Врач оценивает все за и против, когда назначает определенный препарат. Если раньше была реакция на какие-то антибиотики, нужно сказать об этом — возможно, получится подобрать что-то другое.

Скорее всего, организм справится сам

Если начинается диарея от антибиотиков, это не значит, что баланс микрофлоры нарушен навсегда и это нужно как-то лечить. Чаще всего хорошие бактерии сами справляются и диарея проходит самостоятельно в течение нескольких дней. 

Принимать какие-то средства от поноса при умеренной диарее не нужно, достаточно пить много жидкости, чтобы избежать обезвоживания.

Иногда диарея после антибиотиков принимает более тяжелую форму. В этом случае она, скорее всего, вызвана бактерией Clostridium difficile, которая производит токсины, повреждающие слизистую кишечника. Это вызывает диарею, боль в животе и повышение температуры.

Нужно обратиться к врачу, если появились симптомы тяжелого течения диареи:

  • обильный водянистый стул до 10–15 раз в сутки;
  • кровь или гной в стуле;
  • обезвоживание;
  • тошнота;
  • боль и спазмы в животе;
  • отсутствие аппетита и потеря веса.

Clostridium difficile можно определить в анализе кала. Если заболевание подтвердится, врач, скорее всего, отменит антибиотик, который его вызвал. Но только для того, чтобы заменить его другим — тем, который способен бороться с Clostridium difficile.

Самостоятельно прекращать прием антибиотиков нельзя. Это может привести к возобновлению болезни и устойчивости к антибиотикам.

Пробиотики вряд ли помогут

Если врач назначил антибиотики, всегда есть риск, что будет диарея. Чтобы снизить вероятность этого, можно принять простые меры:

  • принимать антибиотики только при необходимости — при бактериальной инфекции по назначению врача;
  • соблюдать гигиену, особенно тщательно мыть руки и просить делать это близких;
  • предупреждать врача, что раньше была диарея от антибиотиков.

Некоторые исследования говорят о том, что пробиотики могут предотвратить развитие диареи от антибиотиков. Пробиотики — это полезные бактерии, которые работают в кишечнике. Дополнительно их можно получить из пищи, например из ферментированных продуктов: йогуртов, квашеной капусты или чайного гриба. 

Пробиотики продают и в виде биодобавок. Данных об их эффективности в предотвращении диареи немного. Например, Американская гастроэнтерологическая ассоциация дает рекомендацию использовать у взрослых и детей, которые принимают антибиотики, добавки с бактериями Saccharomyces boulardii либо с комбинацией бактерий, в том числе Lactobacillus acidophilus. При этом рекомендация основана на доказательствах низкого качества, поэтому пробиотики рекомендуют только тем, кто по психологическим причинам хочет что-то предпринять. В том же документе указано, что принимать пробиотики при инфекции Clostridium difficile не рекомендуется.

Можно даже не голодать

При диарее, скорее всего, не понадобится никаких лекарств, но можно помочь организму справиться быстрее:

  • Много пить, чтобы восполнить потерю воды и электролитов. Если диарея серьезная, лучше пить не просто воду, а какие-то напитки с солью и небольшим количеством сахара. Хорошо подойдут бульоны и фруктовые соки либо можно пить воду с солеными крекерами. Также можно использовать специальные растворы для пероральной регидратации, например «Регидрон».
  • При диарее не обязательно голодать. Если есть не хочется, это нормально, можно только пить. В целом можно есть как обычно, только избегать жирной и острой еды, а также молочных продуктов.
  • Принимать антидиарейные средства нужно только по назначению врача. Такие препараты, как лоперамид, помогут справиться с поносом, но будут препятствовать выходу из организма токсинов. Например, если развилась инфекция Clostridium difficile, их принимать нельзя.

Если соблюдать эти правила и сохранять спокойствие, то диарея в большинстве случаев пройдет за несколько дней. А если не сохранять — может затянуться, у нас есть на эту тему статья: «Почему у меня диарея от стресса?».

Как вы оцениваете статью?

Непонятно

Комментарии (0)