Что такое психологическое бесплодие
erid: 2VfnxwxHBMb
На приеме я часто слышу от пациентов вопрос: «Может ли бесплодие быть психологическим?» За этим вопросом стоят усталость от обследований, чувство вины и… надежда, что, если «перестать думать», все получится само собой.
Попробуем разобраться, что про психологическое бесплодие говорит современная медицина.
Как в медицине определяют бесплодие?
ВОЗ определяет бесплодие как заболевание репродуктивной системы, когда беременность не наступает в течение 12 и более месяцев регулярной незащищенной половой жизни.
В этом определении нет слов «характер», «установка» или «психотравма». Конечно, психологическое состояние важно, но само по себе не может вызвать, например, непроходимость труб или тяжелое нарушение сперматогенеза. То есть отдельного диагноза «психологическое бесплодие» в медицинских классификациях не существует.
Однако ВОЗ и эксперты подчеркивают, что бесплодие — не только медицинская, но и серьезная психосоциальная проблема, заметно влияющая на качество жизни и благополучие человека. Так что фактор травмы психики скорее следствие бесплодия, чем его причина.
Тогда откуда взялся термин «психологическое бесплодие»?
В быту этим термином обычно называют несколько разных ситуаций:
- бесплодие неясного генеза, когда стандартное обследование не выявляет явной причины;
- случаи, где на первый план выходит выраженный стресс, конфликты в паре, трудности в сексуальной жизни;
- ситуации с неполной или устаревшей диагностикой, когда «пробел в знаниях» заполняют объяснением «это всё от нервов».
Важно помнить: если анализы и обследования не нашли причину, это скорее означает, что медицина пока не все умеет понимать, а не «дело только в вашей голове». И уж точно не повод обвинять себя в том, что вы слишком сильно тревожитесь.
Что мы знаем о стрессе и психическом состоянии при бесплодии?
Бесплодие само по себе связано с сильным стрессом. Исследования показывают, что у людей с бесплодием высокие показатели тревожности и депрессии. В одном из исследований частота тревожных симптомов у пациентов с бесплодием достигала почти 50%, а депрессивных — около 30–60% в зависимости от выборки.
Женщины, как правило, демонстрируют более высокий уровень тревоги, чем мужчины, что хорошо согласуется с клиническими наблюдениями.
Состояние тревоги отражается на всех сферах жизни: работе, социальных контактах, интимных отношениях. Для части пациентов уровень психического дистресса сопоставим с тем, что мы видим при тяжелых соматических заболеваниях. Уже одно это — достаточный аргумент относиться к психическому здоровью как к важной части лечения, а не как к «капризу».
Влияет ли стресс на шансы наступления беременности?
На мой взгляд, это самое интересное. Интуитивно кажется, что «чем больше нервничаю, тем меньше шансов», но научные данные говорят иное.
Метаанализ 2018 года показал, что исходный уровень тревоги, депрессии и субъективного стресса перед программой ЭКО не связан с частотой наступления клинической беременности.
Похожий вывод получили в исследовании 2021 года: психологический дистресс до начала ВРТ ЭКО и ИКСИ не был связан с исходами лечения. Систематический обзор по эмоциональному состоянию и результатам ВРТ также не находит убедительных доказательств, что «чем больше вы волнуетесь, тем хуже сработает протокол».
Проще говоря, фраза «вы не беременеете, потому что слишком много нервничаете» научно некорректна.
Как психика вмешивается в репродукцию?
Несмотря на то, что хронический стресс не «выключает» яичники или сперматогенез напрямую, это не значит, что психика никак не влияет на эти процессы. Через гормональные и поведенческие механизмы хронический стресс, тревога и депрессия могут:
- ухудшать сон и аппетит, способствовать набору или потере веса;
- снижать либидо и частоту половых контактов;
- усиливать сексуальные дисфункции у обоих партнеров;
- откладывать обращение к врачу и начало лечения;
- повышать риск преждевременного прекращения терапии после первой неудачи;
- мешать паре обсуждать планы и совместные решения.
Исследования показывают, что то, как партнеры вместе справляются с бесплодием (так называемый диадический копинг), напрямую связано с качеством брака и субъективным благополучием. Пары, которые умеют поддерживать друг друга, обсуждать стресс и искать совместные решения, лучше переносят лечение и реже «сходят с дистанции» из-за эмоционального выгорания.
То есть психика не является причиной бесплодия, но может снижать шансы на беременность за счет влияния на образ жизни, сексуальную функцию и приверженность лечению. И наоборот, психологическая поддержка помогает эти шансы не терять.
Как могут помочь психотерапия и программы поддержки?
Здесь у меня для вас действительно хорошие новости! Но давайте по порядку:
1. Психологические вмешательства снижают тревогу и депрессию.
Когнитивно-поведенческая терапия, группы поддержки, майндфулнес-подходы и mind-body программы могут уменьшить симптомы тревоги и депрессии у женщин с бесплодием и улучшить качество их жизни. Пациенты описывают, что их «жизнь снова стала не только про анализы и пункции».
2. В ряде работ растут и шансы на беременность.
Классические исследования показали, что участие в групповых психологических и mind-body программах сопровождается более высокой частотой клинической беременности по сравнению с контрольными группами.
В более современных исследованиях, включая интернет-программы управления стрессом, у участниц тоже отметили более высокий процент наступления беременности и более короткое время ее наступления.
Важно быть честными: эффект от лечения не всегда стабилен во всех исследованиях, да и методики сильно различаются. Но общий вывод такой: психологическая поддержка не заменяет ЭКО, ИКСИ, стимуляцию или хирургическое лечение, однако помогает людям выдержать путь. А также, вероятно, немного повышает суммарные шансы за счет того, что пара не сдается преждевременно и лучше следует рекомендациям.
Что в итоге
Отдельного диагноза с таким названием не существует, и «одними мыслями» вызвать или вылечить бесплодие нельзя. Но у любого бесплодия есть психологическое измерение. Оно может влиять на то, как:
- пара переживает диагноз и возможные неудачи;
- партнеры готовы обсуждать разные сценарии (продолжение ЭКО, донорские программы, усыновление, жизнь без детей);
- пара соблюдает рекомендации;
- долго люди выдерживают лечение и финансовую, физическую, эмоциональную нагрузку.
Важно понимать, что вместо того, чтобы винить себя в «психологическом бесплодии», стоит обратиться к двум специалистам:
- репродуктологу — за качественной диагностикой и современными методами лечения;
- специалисту по психическому здоровью, который окажет необходимую поддержку и поможет пройти путь с меньшей тревогой.
И телу, и психике важны внимание, уважение к границам и профессиональный подход. И если в вашей истории есть место и гормонам, и слезам, и надежде — это не «психологическое бесплодие», а живая реакция на непростое испытание, с которым не нужно оставаться один на один.
Читайте в «Купруме»:
Как понять, что я не бесплоден
Фуфломицины от бесплодия
Разговор с урологом о мужском бесплодии
Слушайте в «Купруме»:
Как лечить бесплодие
Может ли быть бесплодие из-за кисты в яичнике?
Имеются противопоказания. Требуется консультация специалиста.
Реклама.
ООО «АВА ПЕТЕР»
ИНН 7825052242
Как вы оцениваете статью?









Комментарии (0)