Почему люди ищут у себя ментальные расстройства

Редактор:  Мария Боровских
23.04.2024
просмотров 1948

Сегодня тема психического здоровья обсуждается так же открыто, как и обычная простуда.  Диагнозы вроде депрессии и биполярного расстройства временами превращаются в модные тренды. Это показатель роста осведомленности или лишь новая субкультура? Сегодня об этом явлении расскажет клинический и аналитический психолог-консультант Сергей Кононенко. 

Мы объединяемся в группы

Мы, люди, животные социальные. И любим объединяться в группы. Группу могут скреплять разные аспекты жизни, в том числе и тема психического здоровья. Сегодня тема психики обсуждается везде: в беседах с друзьями, видеороликах, подкастах и даже в статьях вроде этой. Обмен опытом и знаниями помогает, хотя и приносит с собой массу «околопсихологических» мифов.

Особенно интересно наблюдать за молодежью, которая формирует свою идентичность — наблюдает, примеряет, тестирует, насколько внутреннее самоощущение совпадает с поведением в реальной жизни. В чем-то современная «мода» на ментальные расстройства напоминает старые добрые субкультуры: здесь тоже есть своя иерархия (требуется психиатр и фармакология или нет), профессиональный язык, поведенческие особенности и ритуалы. 

Некоторые люди идентифицируют себя через психопатологию, которой у них нет. В этом нет ничего страшного, если это продолжается недолго. Но чрезмерно увлекаться такой формой самоидентификации не стоит — как минимум это может сильно задеть людей, которые живут с психопатологией каждый день. Это их рутина, они не принимали расстройство добровольно в свою жизнь. Некоторых может даже оскорблять «тренд на диагнозы», так как люди чувствуют «ненастоящесть», наигранность происходящего и переживают, что это обесценивает их опыт.

Психопатология в массовой культуре

Если посмотреть киноленты XX и начала XXI века, станет очевидно, что подход к изображению ментального здоровья значительно отличался: отмечается преобладание стереотипов, таких как шизофрения, связанная с преступностью, вымышленные диагнозы и неправильное использование терминологии.

Например, в фильме «Лучше не бывает» с Джеком Николсоном у главного героя можно заподозрить ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство) — он использует новое мыло каждый раз, чтобы избежать микробов. Но его диагноз в фильме назван «маниакально-депрессивным педантизмом», которого клинически не существует. Также в популярном сериале 2010-х «Шерлок» персонаж Бенедикта Камбербэтча описывает себя как «высокоактивного социопата», что также лишено клинической основы.

Термины из психиатрии и психологии в популярной культуре — значительный вклад в дестигматизацию. Если профессиональная лексика уходит в массы, значит, тема уже не маргинальная. Этот язык можно добавить в сценарий, и это не вызовет отторжения. Но может вызвать искажение у зрителя! Молодой и бойкий ум фаната захочет идентифицироваться с персонажем (а чем лучше играет актер, тем этот эффект выраженнее).

Таким образом, процесс влияния психиатрической лексики на общественное сознание двойствен: с одной стороны, он способствует нормализации и снижению стигматизации, с другой — может приводить к ошибочному пониманию без подкрепления клиническими знаниями. Это не хорошо и не плохо, это просто естественный процесс в развитии общественного восприятия психического здоровья.

Итог получается двусторонний: язык психиатрии и психотерапии уходит к людям, и люди начинают его использовать. Они, с одной стороны, нормализуют использование этих слов (и перестают их бояться, то есть стигматизация снижается), но понимают зачастую искаженно, так как у них нет клинической базы, образования. Это не хорошо и не плохо. Это просто процесс.

Ипохондрия вносит свой вклад 

Можно не только искать у себя несуществующие заболевания внутренних органов, но и подозревать ментальные расстройства. Люди, которые страдают ипохондрией, нуждаются в помощи врача-психотерапевта. Также поиск психопатологии может объясняться высокой тревожностью, которая крайне распространена сегодня во всем мире.

Но не спешите ставить диагноз «ипохондрия» или «тревожное расстройство» своим знакомым — беспокойство о своем психическом здоровье нормально, может быть, такой человек недавно познакомился с темой и проживает «эффект третьего курса медицинского» — ищет у себя признаки любых болезней, о которых узнает. Но стоит мягко предложить ему обратиться за помощью, если у вашего близкого очевидно снизилось качество жизни из-за поиска у себя психических расстройств, если беспокойство мешает ему жить и работать и несет объективные издержки.

Мода еще не началась

В России, на самом деле, еще не было серьезного бума интереса к психологам и психотерапевтам. Кажется, что психологи повсюду (как раньше фотографы), а их клиентов и пациентов еще больше. Если вы думаете так же, то вы, скорее всего, находитесь в одной из двух групп:

  • вам до 35 лет, вы, скорее всего, женского пола и живете в крупном городе;
  • вы старше 55 и привыкли справляться со своими проблемами самостоятельно.

Почему такое разделение? Потому что подавляющее большинство россиян никогда не были на консультации у психолога. А ходят в основном молодые до 35 лет, чаще женщины. Поколение зумеров преимущественно относится к психологической помощи так же спокойно, как их старшие товарищи — к походу в фитнес-зал. За прошедшие 13 лет в России регистрируют в два раза больше обращений к психологам, но все относительно: рост с 6 до 13%.

Таким образом, «ментальная лихорадка» еще даже не началась. Все впереди. Интерес к ментальному здоровью будет только усиливаться.

Совсем недавно стал «популярен» синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых. Посмотрите, какой рост запросов в поисковике за 12 прошедших месяцев:

Источник: https://wordstat.yandex.ru

Такой информационный спрос рождает предложение. Вы можете сами убедиться в этом, если теперь введете этот диагноз в поисковик: вам предложат статьи с комментариями неврологов, тематические эфиры со специалистами, профильные клиники будут предлагать свои услуги. Это скорее позитивный результат «тренда на диагноз».

Я думаю, что у меня психическое расстройство. Я поддался моде?

Совсем необязательно! Самонаблюдение — хорошее начало, но оно не заменит профессиональную диагностику. Если вы подозреваете у себя психическое заболевание, правильным шагом будет обращение к специалисту, лучше всего — очно.

При выборе специалиста предпочтение стоит отдавать врачам-психотерапевтам, психиатрам и клиническим психологам. Но правом выставить диагноз психологи и клинические психологи не обладают, они описывают общую картину, но не выносят вердикт. Сообщите им о вашем желании пройти психодиагностику и не стесняйтесь уточнить, что именно вас беспокоит. Консультация у клинического психолога может занять от 1,5 до 2 часов, включая тестирование и беседу о вашей жизни и здоровье. Можете подготовить краткую биографическую справку о себе и своих родственниках (состояние здоровья, хронические заболевания, ментальные расстройства), хотя это и не обязательно.

Не стесняйтесь спрашивать у психологов об их образовании. Психодиагностика требует глубоких знаний, которые не приобрести на коротких курсах. Врачи и психологи проходят специальную подготовку для работы с такими данными, включая развитие клинического мышления.

Что касается онлайн-тестов, лучше их отложить. Они не смогут предоставить вам полноценное объяснение результатов, так как интерпретация всегда индивидуальна. Например, важными могут быть не только высокие, но и низкие показатели по различным шкалам. Только квалифицированный специалист сможет правильно интерпретировать такие данные. Если же вы уже прошли интернет-тесты, можете взять их результаты на прием к специалисту, указав источник и дату прохождения теста, хотя специалист может выбрать другие методы диагностики.

Мода на психологию и психотерапию снижает стигматизацию

Когда тема психического здоровья становится всеобщей, это способствует снижению стигмы. Многие узнают, что среди известных актеров и музыкантов есть те, кто живет с ментальными расстройствами, и это никак не делает их менее ценными. Даже более того, иногда это положительно влияет на их творчество.

Также люди обнаруживают, что даже в их ближайшем окружении есть те, кто принимает антидепрессанты или нормотимики, и это не мешает им вести активную жизнь и работать.

Однако дестигматизация не всегда происходит гладко. Пример из Германии, где в течение 30 лет ведется работа по снижению стигмы ментальных заболеваний, показывает, что общество стало более терпимо к людям с тревожными и депрессивными расстройствами. А вот социальная стигма в отношении людей, болеющих шизофренией, напротив, усилилась. Любопытно, что стигматизация шизофрении особенно распространена среди… медицинских работников. Так что везде еще есть пространство для работы. 

Заключение

Повышенное внимание к теме ментального здоровья может дать тем более позитивные плоды, чем порядочнее этим трендом распоряжаться, направлять его. Вокруг любого популярного феномена выстраивается круг мошенников и тех, кто захочет оседлать волну в корыстных целях.

Даже краткосрочный «тренд на ментальное» может внести вклад в дестигматизацию психических расстройств, а это важное условие для повышения качества жизни людей, страдающих от ментальных расстройств или имеющих другие особенности.

Волны имеют свойство подниматься и падать. Популярностью феномена можно пользоваться, но в долгосрочной перспективе стоит руководствоваться словами Зигмунда Фрейда: «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять, пока его не услышат». Поступательное и последовательное просвещение надежнее любых трендов.

Как вы оцениваете статью?

Непонятно

Комментарии (0)