Как учить детей с РАС
Все дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) способны учиться. Но необходимо учитывать, что их образовательные потребности могут отличаться от потребностей сверстников. Вместе с фондом «Обнажённые сердца» и их проектом nakedheart.online выяснили, что нужно для успешной инклюзии в образовательную среду.
Аутизм встречается у каждого 54-го ребенка
Детей с аутизмом не становится больше, но с каждым годом улучшается диагностика. Поэтому количество диагнозов «расстройство аутистического спектра» каждый год растет. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США 2020-го года, РАС встречается у каждого 54-го ребенка. Это на 10% больше, чем в 2018-м.
С увеличением числа детей с диагнозом «аутизм» встают вопросы организации образования, создания программ поддержки и обучения, которые можно адаптировать к конкретному ребенку.
Данные исследований из разных стран, не только США, но и, например, Китая, Южной Кореи, стран Скандинавии, служат ориентиром для ученых и практиков во всем мире. Россия здесь не исключение — мы тоже опираемся на эти результаты. Аутизм изучают не так давно, национальных исследований в большинстве стран еще нет, поэтому за основу берутся самые крупные, а значит, статистически наиболее достоверные работы других государств.
Лечения РАС нет, но адаптация работает
На сегодняшний день не существует медицинских способов лечения аутизма, но есть эффективные программы обучения и адаптации детей с РАС. Как правило, программы показывают результат, если они:
- направлены на развитие социальной коммуникации и взаимодействия;
- основаны на прикладном анализе поведения;
- применяются в естественной среде;
- используют позитивное подкрепление.
Исследования показывают, что рано начатые поведенческие программы помощи, в которых участвует семья ребенка с РАС, приводят к результату. В США еще двадцать‐тридцать лет назад около 75% детей с РАС к началу школьного обучения мало пользовались речью или совсем не говорили. Сегодня, с появлением программ помощи, маловербальными остаются лишь 25% детей.
Дети с РАС добиваются успехов
При всех сложностях воспитания и обучения ребенка с РАС родители и педагоги знают их сильные стороны, многие из которых помогают добиваться успехов. Вот некоторые из них:
- способность воспринимать понятия, правила и последовательности;
- развитая долговременная память;
- математические способности;
- работа с компьютерной техникой;
- визуальное мышление;
- чтение с раннего возраста — гиперлексия. Некоторые дети с РАС могут читать написанное даже раньше, чем понимать;
- честность (иногда чрезмерная);
- предельная концентрация при выполнении интересной работы;
- ориентация в пространстве.
Интересы и способности людей с РАС помогают им в учебе, трудоустройстве и выборе хобби, что не менее важно, ведь занятие любимым делом развивает самоуважение и дает возможность гордиться достижениями.
Больше половины людей с РАС не имеют когнитивных нарушений. А трудность в освоении академических программ — это не диагностический признак. Аутизм бывает связан с другими нарушениями, например с эпилепсией, генетическими синдромами, желудочно-кишечными нарушениями, СДВГ и прочими. При этом важно понимать, что они сосуществуют, но не являются причиной друг друга. В научной литературе это называется коморбидностью.
Инклюзия — не только лифты и пандусы
Согласно статье 79 закона «Об образовании», в России любой ребенок с особенностями развития имеет право на инклюзивное образование, которое подразумевает общение и обучение с типично развивающимися сверстниками.
Многие дети с РАС учатся в обычных школах. Некоторым ребятам нужна лишь небольшая адаптация программы, например возможность отвечать письменно, а не устно, или поддержка в развитии социальных навыков. Другим требуется обучение в специально подготовленной среде вместе с ассистентом. В любом случае залог успеха инклюзивного образования — наличие опций, которые удовлетворяли бы разные образовательные потребности ребенка, и возможность перехода из одних образовательных условий в другие по мере развития ребенка.
Международным стандартом обучения считается наименее ограничивающее окружение, возможное на данном этапе адаптации. Поэтому уровень инклюзии для разных детей отличается. Например, дети с РАС, у которых есть трудности в обучении, могут изучать трудные предметы в специальном классе, а на уроках, которые даются легче (физкультуре, музыке), находиться среди сверстников.
Важно, чтобы дети были вместе на переменах, в столовой, во время общешкольных мероприятий. Ведь после окончания школы ребенок с РАС будет жить среди обычных людей, а не в специально организованной группе. Люди с особыми потребностями — прежде всего люди. У них те же права и желания, что и у других: жить в семье, учиться, дружить, ходить в кафе, играть на детской площадке. Необходимо работать над развитием доступной среды, которая состоит не только из комфортабельного пространства с лифтом и пандусом, но и из отсутствия предубеждений и барьеров в отношении к людям с ментальными особенностями.
Инклюзия нужна не только людям с РАС и их семьям
C помощью инклюзивных программ помощи и поддержки можно не только улучшить качество жизни детей и взрослых с нарушениями в развитии, но и снизить риск ментальных расстройств и депрессии членов их семей, повысить самооценку братьев и сестер.
Инклюзивное образование важно как для людей с нарушениями в развитии и их семей, так и для общества. Благодаря ему повышается уровень толерантности и терпимости. Типично развивающиеся сверстники, которые играют и учатся вместе с особенными детьми, растут более ответственными, учатся взаимопомощи. Инклюзия также приносит экономическую выгоду: увеличивается количество работающих людей, снижаются затраты на содержание закрытых учебных заведений, на медицинские расходы, улучшается качество жизни людей с нарушениями.
Узнать больше об инклюзивном образовании можно на информационной платформе фонда «Обнаженные сердца онлайн».
Как вы оцениваете статью?
Комментарии (0)